Подарили мне тут одну книгу по психологии – «Бойся… но действуй» Сьюзен Джефферс. В ней есть интересные мысли. В принципе подтверждается то, что я думала, но есть и новое. Об этом тоже стоит поговорить. Смысл в том, что все наши страхи сводятся по сути дела к одному: к страху не справиться. Ну, это как раз верно. В моём случае, по крайней мере. И вот тут начинается пляска. Читателю внушается (а точнее, предлагается внушить себе), что НЕ СПРАВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО! Каково, а? Конечно, настрой на успех – дело хорошее. Убедить себя, что невозможно не справиться (а, стало быть, ты непременно справишься, так надо думать), хорошо в самом начале – как раз для того, чтобы легко начать, «ввязаться, а там посмотрим». Но это – не совсем то, о чём идёт речь. Это – лишь часть – повторяю, вполне себе правильная часть. По крайней мере, хорошо для начала дела.
Однако посмотрим, как достигается этот настрой. Для начала – ещё одно верное суждение, которое надо бы взять на вооружение: «НЕ ЦЕПЛЯЙСЯ, ОТПУСТИ». Да, прямо в точку: я слишком за многое цепляюсь. Цепляюсь за привычный уклад жизни, за какие-то мелкие радостишки. Вот и не надо цепляться. Так и в самом деле будет легче. В конце концов, если не цепляться, ко всему можно привыкнуть. Тоже правильно.
А теперь – вышеупомянутая пляска. Точнее, игра. Игра слов. Предполагается следующее: нет ничего, что нельзя не пережить = нет ничего, с чем нельзя не справиться. «Пережить» - в каком значении? В значении «не случается ничего, что не могло бы случиться»? Ну, это и ежу ясно, что это так. Если в смысле «перенести и остаться в живых», уже вопрос. А если в смысле «перенести без потерь», то вообще не соглашусь. Далее, «справиться». С чем справиться? С тем, что с тобой происходит, действительно нельзя не справиться. Но – и справиться тоже нельзя. Потому что с тем, что с тобой происходит, НЕ НАДО СПРАВЛЯТЬСЯ. Справляться надо с тем, что тебе предстоит сделать. А вот тут – уже как получится.
Впрочем, убедить себя, что всё непременно должно получиться, как я уже сказала, совсем не плохо. Однако в книге говорится, что всё получается всегда – вне зависимости от результата. Как вам это? Конечно, можно сказать: не получилось это, получится что-нибудь другое. Короче, здоровый такой пофигизм, я так понимаю.

@темы: мысли, Книги

Комментарии
13.01.2014 в 01:02

Зяблик рюмит перед дождем
Не боятся обычно все-таки не самого того, что не справятся с чем-то, а того, какие это повлечет последствия. И если осознать, что последствия не так фатальны, как могло бы показаться, то действительно страху и нерешительности станет меньше. Опять же, верно и то, что, когда что-то делаешь, эффективнее нацеливаться на результат, чем на проигрыш.
Но мне кажется, что это все достаточно индивидуально для каждого человека и конкретной ситуации. И бывает такое, что лучше не делать, чем сделать. Так что общих рецептов быть не может. :hmm:
13.01.2014 в 06:48

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Конечно, можно сказать: не получилось это, получится что-нибудь другое. Короче, здоровый такой пофигизм, я так понимаю.
Ага, иногда помогает смириться с неудачей/потерей и двигаться дальше.

На самом деле привыкнуть к мысли, что нечто уже случилось можно всегда. И из двух вопросов сконцентрироваться не на "кто виноват", а на что делать". При том, что ответ на "что делать?" может иногда звучать: "сидеть и ждать". В этом соглашусь.
13.01.2014 в 18:08

Mr.Chaffinch, насчёт того, что всё это индивидуально, ты абсолютно прав. Каждый сам для себя это видит - так или иначе. Я, например, вижу, что от судьбы всё время надо ждать подвоха. Всю жизнь. Расслабляться нельзя, потому что, как только расслабишься, сразу получишь от судьбы щелбан, подзатыльник, а то и ещё хуже - сбивающую с ног подсечку. А другие в это не верят.
Один мой знакомый в Загорянском как-то сказал о силах, которые стоят за мной. И вот я подумала: за каждым из нас стоят разные силы. И обращаться с ними надо по-разному. Думаю, силы, которые стоят за человеком, в чём-то похожи на него самого. Мои, например, как и меня, надо брать на жалость. А вот у подруги моей помощь и сочувствие надо заслужить. И силы за ней стоят такие же.
Опять же, верно и то, что, когда что-то делаешь, эффективнее нацеливаться на результат, чем на проигрыш.
Как ты это сказал: "на результат". Надо сказать, что в книге говорится, что проигрыша не бывает, что проигрыш - тоже результат.
А нацеливаться на успех хорошо тогда, когда
Что касается того, что боимся мы последствий, я всегда как раз это и говорила. Только применительно к тому, что я волнуюсь из-за пустяков. Волнуюсь я из-за того шлейфы последствий, который может потянуться за этим пустяком.
И бывает такое, что лучше не сделать, чем сделать.
Что ты имеешь в виду? Да, бывает, что пытаешься сделать не то, что нужно. Тогда, пожалуй, да. Да, иногда бывает: что-то не удалось - а это оказалось к лучшему. Но не всегда так. Да и не всегда это удаётся осознать. Не всегда и не сразу.

Вольфганг Шеффер, Ты очень точно поймала смысл книги. Да, наверно, так. Иногда действительно лучше уговорить, что на этом человеке/месте работы/ещё чём-то свет клином не сошёлся. Это возможно. А вот можно ли убедить себя не цепляться за веь свой жизненный уклад?
14.01.2014 в 08:27

Зяблик рюмит перед дождем
Цинциана, именно "на результат", а не на успех, потому как "успех" подразумевает, что конкретное действие сложится так, как задумано, а если иметь в виду саму цель, для чего это все делается, то и неуспех в определенной ситуации можно обернуть в свою пользу или хотя бы минимизировать неприятные последствия. Скажем, сдача экзамена в университете. Конечная цель - получение образования, а не получения росчерка в зачетке здесь и сейчас. И если экзамен не сдан, то это неприятно - зато есть время до пересдачи лучше подготовиться и получить высокую оценку.
Что ты имеешь в виду?
Если чего-то боишься, то зачастую это ж-ж-ж неспроста, и надо оценить риски, прежде чем действовать. Если они слишком велики, то стоит дело отложить.
14.01.2014 в 08:52

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, иная цель может разворотить весь уклад. Тут остается только сидеть и скрупулезно калькулировать - что больше весит: цель и ее последствия (даже с возможными рисками) или уклад и его выгоды (тоже с рисками).
"Покинуть дом нелегко, но жизнь - это дорога" (с). Впрочем, просчитывая сохранение уклада ты просто выбираешь дорогу в другом направлении. А что будет через 5 лет, через 10? Не вдаваясь в мелкие детали - иногда очень четко видно, что может быть. Ну, если не случится катаклизма, типа революции.
14.01.2014 в 15:59

mr.Chaffinch, ты правильно понял, в книге было как-то так. А ещё - на университете свет клином не сошёлся, можно попытться поступить в другой вуз, да ещё и время есть подготовиться.
Если ты чего-то боишься, то зачастую это ж-ж-ж неспроста, и надо оценить риски, прежде чем действовать. Если они слишком велики, то стоит дело отложить.
А вот это - моя позиция. Риски всегда следует просчитывать. Хотя, к сожалению, не всегда можно просчитать. Иногда, вроде, просчитаешь всё - ан нет: чего-то в рассчёт не принял, мелочи какойто. И вот эта мелочь как раз и произойдёт. И спутает тебе все карты.

Вольфганг Шеффер,Да, в принципе, всё верно. Вот только:
А что будет через 5 лет, через 10? Не вдаваясь в мелкие детали - иногда очень чётко видно, что может быть.Ну, если не случится катаклизма, типа революции.
Ну, не обязательно типа революции. Болезнь, например, даже не слишком серьёзная, может разрушить все планы. И не на 5 лет, а на 5 дней вперёд.
14.01.2014 в 16:06

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Она разрушит планы на 5 дней, даже на месяц, два, но не на 5 лет. Если это не болезнь, которая ведет к тяжелым последствиям, конечно. Планы на 5 и 10 лет - это вопрос о том, что же ты в принципе ждешь от жизни: что хочешь, как достичь, чего это тебе будет стоить, от чего придется отказаться. Преследуя дальнюю цель меньше заморачиваешься на мелочи. Нет?
14.01.2014 в 16:11

Не заадумывалась. Возможно. Кто его знает?
14.01.2014 в 20:32

Зяблик рюмит перед дождем
А на случай непредвиденных рисков можно оставлять пути отхода или разрабатывать план Б =)
15.01.2014 в 05:11

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Mr.Chaffinch, именно! :friend:
22.01.2014 в 15:39

А на случай непредвиденных рисков можно оставлять пути отхода или разрабатывать план Б.
В том-то и штука, что риски-то епредвиденные. И план Б поэтому тоже может оказаться негодным. Но, вообще-то, можно и так сказать
22.01.2014 в 17:01

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Значительно удобнее иметь планы А,Б,В,Г,Д и тд. - тогда шансы если не понять, как действовать, когда появились непредвиденные обстоятельства, то приложить свои усилия подальше от нарушающих планы обстоятельств.
22.01.2014 в 19:32

Это, конечно, верно.
23.01.2014 в 05:26

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
А если серьезно - то самое страшное для меня в непредвиденных обстоятельств - это вал эмоций по поводу разрушенных планов.
Через некоторое время начинает получаться сесть и подумать:
что случилось и как в результате выглядит обстановка.
Что я хочу и насколько это выполнимо в новых условиях.
Если невыполнимо - то какой из планов Б (и т.д.) выполнимее всего.
В любом случае начинаешь продумывать, как в новых условиях выполняется.

Есть, конечно, обстоятельства, когда очень сложно приспособиться. Но они, как правило, крайне экстремальны. И даже в них иногда очень неплохо умудрялись люди вывернуться.
Не помню, кто из этнографов, будучи посажен в тюрьмустал рассматривать ее как этнографическую экспедицию и потом оставил очень интересный труд о бытие и нравах советской тюрьмы.
Правда не могу сказать, насколько у меня в этих условиях хватило бы сил.
24.01.2014 в 17:20

Конечно, приспособиться можно едва ли не ко всему. Вопрос в том, почему нужно приспосабливаться. Почему нельзя просто жить? В нормальных условиях, к которым не надо приспосабливаться?
Ты права: самое страшное - шквал эмоций. Вот с ним справиться трудее всего. И тем труднее, чем больше с тебя требуют, чтобы ты справился. Если меня не трогать, я свои эмоции вылью, а потом начну думать. А если сразу требовать взять себя в руки, сдерживаться, то к старым эмоциям прибавятся ещё и новые: я начну сердиться. И уж тут я ничего и никого вокруг не вижуи не слышу.
24.01.2014 в 18:23

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Вопрос в том, почему нужно приспосабливаться. Почему нельзя просто жить? В нормальных условиях, к которым не надо приспосабливаться?
Наверно, это зависит от того, насколько часто житье в нормальных условиях приходится прерывать приспособлением. Если чересчур часто - тогда, наверно, надо рвать, жертвовать чем-то и идти туда, где приспособление переходит в разряд экстремальных ситуаций или не воспринимается умом.

На счет эмоций.
Мне помогают (иногда :)) два вопроса:
- Что изменится от того, что я тут буду активно эмоции рушить?
- От чего я прячусь за эмоциями?
Ну а дальше - практика. Ну будет поначалу не получаться.

Давай оторвемся от наших ситуаций, посмотрим со стороны на другое.
Имеется женщина, идущая по карьерной лестнице. И если в начале карьерной лестницы сия дама была ранима и часто искала утешения у окружающих, могла разрыдаться от грубого слова, то потом начала рыдать куда более расчетливо: притом, кто поймет и когда это даст результат.
И еще - добиваться результата дама повадилась выговорами и даже ором, что в начале ее карьеры за ней не водилась. Коллектив под ее началом работает классно, хоть начальницу терпеть не может.
Как тебе нравится такое? И как ты оценишь использование своих эмоций данной сферической начальницей в вакууме?
24.01.2014 в 19:26

Мне кажется, что, если эмоцию можно вызвать у себя по заказу, то это - уже не эмоция. Настоящая эмоция приходит спонтанно и - да, её нельзя использовать. Хотя определённые плоды она приносит. Точнее, плоды приносит сдерживание эмоций в себе. горькие плоды: эмоции становятся ещё сильнее и разрушают чеовека изнутри.
А эта дама, возможно, просто манипулирует - с помощью уже не эмоций, а видимости. Потому что, если эмоцию можно вызвать у себя тогда, когда нужно, это - видимость. Насстоящая эоция приходит сама, никого не спросясь. И очень часто в самый неподходящий момент.
Что изменится, если я тут буду активно эмоции рушить? Да, наверно, ничего. Просто внутри меня не будет вот этого, да ещё под большим давлением.
От чего я прячусь за эмоциями? Хороший вопрос. Признаюсь, я им не задавалась. Надо подумать. Ладно, завтра попробую выложить об этом отдельный пост. Сегодня уже не буду.
24.01.2014 в 20:50

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
А эта дама, возможно, просто манипулирует - с помощью уже не эмоций, а видимости.
И я так думаю. Плюс ко всему - эта дама эмоционально так распустилась, что не хочет элементарно следить за своими эмоциями. Ей проще потом извиниться.

Жду нового поста :)
27.01.2014 в 17:53

Дело не в том, что она эмоционально распусилась. Тот, кто эмоционально распустился, никогда не сможет манипулировать. Потому что для манипуляции нужно очень сильно контролировать впечатление, которое ты производишь. А эмоциональная распущенность - это как раз отсутствие такого контроля.
27.01.2014 в 18:23

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
впечатление уже до брезгливости, просто не хотят связываться.
27.01.2014 в 20:48

А у меня, например, это вызвало бы брезгливость вот именно потому, что она знает, на кого это произведёт впечатление, а на кого - нет, и пользуется только в том случае, если знаект, что сработает.
28.01.2014 в 05:10

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Хорошего манипулятора я уважаю, а вот такого - пардон. Но не суть важно. Важно то, что ее эмоции - не в коня корм.
29.01.2014 в 19:55

Можно и так сказать. Хотя я считаю, что её эмоции - вообще не эмоции.
13.04.2014 в 22:57

По теме поста, в комменты уже не вдавалась)

Предполагается следующее: нет ничего, что нельзя не пережить = нет ничего, с чем нельзя не справиться
Мне кажется, имеется в виду то, что любые происходящие события в жизни рано или поздно ты принимаешь и можешь жить дальше нормальной жизнью. Большинство (хотя есть и те, кого это ломает) могут пережить и потерю близких, и крах крупного бизнеса, и прочие, более мелкие невзгоды. Через месяц, год, десять в душе все утрясется.
Так что, если брать какое-то начинание и бояться, что ничего не получится, нужно помнить, что ты всегда сможешь попробовать еще раз и даже сильный удар ты сможешь "пережить" - выдержать, смириться с ним (принять действительность) и идти дальше.
Я так понимаю эту фразу)
20.04.2014 в 21:32

В принципе смириться можно с чем угодно. Проблема в том, что смириться -не значит справиться. Или - значит?
20.04.2014 в 21:44

Может, и значит? если тебя это не сломало, если ты можешь жить дальше и даже радоваться жизни (отношениям, работе... смотря что ты пережил), - скорее всего это и называется "справиться". Боль остается, но она уже глубоко и не такая сильная.
20.04.2014 в 22:40

Да, пожалуй.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail